Все уже привыкли, что на автозаправках кроме собственно нефтепродуктов можно выпить кофе и купить немало необходимых в дороге мелочей, не говоря уже о продуктах. Но мало кто догадывается, что продажа сопутствующих товаров превратилась в крупный бизнес, который вывел дилеров нефтепродуктов на вполне конкурентные позиции в топ-100 списка ведущих розничных сетей. Вендинговые автоматы стали очень многообещающей находкой.
Например, «Газпром нефть» на своих АЗС от продажи сопутствующих товаров и предоставления непрофильных услуг за второй квартал 2014 года получила доход в размере 3,4 миллиарда рублей, что соответствует 30 % роста по сравнению с аналогичным периодом года 2013. Всего же за первое полугодие текущего года сумма доходов составила более 6,2 миллиардов рублей, что соответствует 1 % всей выручки одной из самых крупных российских компаний в отрасли нефтедобычи и реализации нефтепродуктов.
Всего в сети «Газпром нефти» насчитывается 1318 АЗС. Магазины и торговые автоматы работают на 923 из общего числа. Они принесли около 5% от общей выручки АЗС, что в денежном выражении составляет более 3,5 миллиардов рублей за квартал, исходя из расчетных доходов от продажи нефтепродуктов приблизительно на сумму 75-78 миллиардов за этот же период.
Ведущий сотрудник «Газпром нефти» объяснил рост доходов от продажи непрофильных товаров развитием кафе при заправках и установкой кофе-машин самообслуживания на большинстве АЗС. Кроме того, тщательный анализ спроса на другие товары позволил максимально удовлетворить запросы покупателей. Немалую часть доходов определило использование товаров, производимых наиболее популярными компаниями и оптимизация линии поставок.
Еще две крупнейшие розничные сети АЗС — «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» тоже косвенно подтвердили рост доходов, которые приносят магазинов на заправках и кофейные аппараты. Соответственно он составляет приблизительно 10 и 31 %, хотя точных данных компании не предоставили. Дополнительные услуги и вендинговая торговля в сетях АЗС привлекают не только владельцев автомобилей. Магазинами при АЗС охотно пользуются пассажиры маршрутных автобусов и такси, а также жители близлежащих кварталов. Даже несколько увеличенные цены не могут уменьшить спроса на необходимые в дороге товары.