В конце 2014 года Министерство промышленности и торговли РФ утвердило документ, в котором определена дальнейшая стратегия развития торговли в России. 25 декабря был издан приказ, в котором рассматриваются вопросы регулирования розничной торговли в России с 2015 до 2020 года, и направления совершенствования этого регулирования. Во введении документа указывается, что государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов различных хозяйствующих субъектов, так как подобное действие:
- увеличит конкуренцию;
- создаст более комфортную среду для потребителей;
- расширит каналы сбыта для отечественных товаропроизводителей.
В свою очередь, органы государственной власти и местного самоуправления должны лишь установить прозрачные, но стабильные правила для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли:
- создавать благоприятные и прозрачные условия для осуществления торговой деятельности;
- содействовать в соблюдении хозяйствующими субъектами установленных правил.
Документ о стратегии развития торговли содержит информацию и о вендинге. В документе сказано: «Проблемы автоматизированной (вендинговой) торговли преимущественно состоят в сложности получения разрешений на установку и эксплуатацию торговых автоматов на государственных и муниципальных территориях. Необходимо разработать упрощенный и понятный порядок установки и эксплуатации таких объектов». В таком случае в ближайшие пару лет, если следовать установленным датам в документе, появится упрощенный порядок установки и эксплуатации торговых автоматов на государственной и муниципальной территории (а это пока не доступные территории для вендинга).
В "стратегии" также стоит обратить внимание на анализ поведения покупателей, проведенный Минпромторгом России. Интересный факт: «Около 60% российских потребителей покупают продукты питания каждый день, либо через день. Такая частота покупок им наиболее комфортна». То есть росияне чаще всего ходят в продуктовые магазины, следовательно, стоит рассматривать эти места как наиболее эффективные для размещения торговых автоматов.
В документе о стратегии развитии торгови отмечается необходимость сделать ставку на "шаговую доступность", которая прежде всего относится к малым форматам торговли (небольшие магазины, мобильная торговля, сельскохозяйственные рынки, фирменная торговля местных и региональных производителей продуктов питания, ярмарки). Интерес для автоматической торговли в этом направлении заключается в эффективном выборе при соотношении критериев «цена аренды» - «прибыль», который появляется при увеличении количества магазинов и торговых точек.
В "стратегии" также говорится, что торговля является как бы начальной точкой для предпринимателей, поэтому реальная возможность создания и использования низкозатратной инфраструктуры для запуска своего бизнеса очень важна для предпринимательства.
В итоге, приказ Министерства промышленности и торговли РФ о стратегии развития торговли является лишь теоретическим, но будем надееятся, что изложенные в нем направления, выгодные для автоматической торговли воплотятся в жизнь и существенно повлияют на развитие вендинг-бизнеса в 2015 году.