Региональная вендинговая торговля начала набирать обороты только в начале 2009 года. Тогда, в период экономического кризиса, многие предприниматели начали искать новые идеи для бизнеса и, проанализировав опыт столичных коллег, пришли к выводу, что вендинг - довольно прибыльный вид деятельности.
Сегодня нельзя сказать, что вендинговый бизнес достиг своего пика в субъектах страны. Во многих регионах эта отрасль все еще находится на стадии формирования, и на это имеются свои логичные причины. С какими же барьерами сталкиваются современные представители малого бизнеса, и что тормозит распространение вендинговой деятельности в регионах?
Становление региональной вендинговой торговли
До недавнего времени вендинговая торговля велась преимущественно в мегаполисах, а многие предприниматели в регионах даже и не подозревали о наличии такой отрасли деятельности. Другая же часть осведомленных бизнесменов попросту не хотела рисковать и вкладываться в подобный бизнес, ведение которого было сопряжено с целым рядом трудностей (слаборазвитая логистика, отсутствие опыта). По тем же причинам и производители не особо стремились развивать свою деятельность в регионах.
Но со временем распространилась интернет-торговля, к которой все чаще начали обращаться как вендинговые продавцы, так и покупатели. Бизнес разрастался, приносил хорошую прибыль, привлекая все больше предпринимателей. В итоге столичный рынок был перенасыщен, и появилась необходимость в поиске новых, не тронутых вендингом территорий. Так, торговые автоматы постепенно начали появляться и в регионах.
Трудности в поиске торговой площади
Сегодня уже невозможно представить крупный аэропорт без кофейного или снекового автомата. Такая услуга пользуется большим спросом и в региональных аэропортах. Трудность проявляется в том, что в регионах вендинговый бизнес еще окончательно не сформировался, и те же аэропорты создают барьеры вендинговым компаниям, завышая арендную стоимость и затягивая процесс отбора торгового партнера.
Сложность состоит и в том, что до сих пор многие региональные арендодатели с опаской относятся к такому виду деятельности и отказывают предпринимателям в аренде места под автоматы. Нет места, нет торговли, нет прибыли. Отсюда и вытекает медленный темп развития вендинга в регионах. Только два арендодателя из десяти готовы предоставить торговую площадь под вендинговые автоматы.
Тем не менее, большие компании и учреждения, такие как торговые центры или аэропорты, готовы сдать в аренду место, но при этом они используют сложную систему отбора, которая в результате позволяет отбирать только давно зарекомендовавшие себя крупные фирмы. В итоге малый бизнес остается в стороне, что в целом тормозит процветание вендинговой торговли в регионах.
Вендинговый бизнес и региональные власти
Опыт региональных бизнесменов показывает, что зачастую городские власти не заинтересованы в распространении вендингового бизнеса в своих регионах. Это подтверждается их бездействием в принятии последовательных решений в вопросах организации и развития вендинговой торговли.
В целом положение на вендинговом рынке в регионах далеко от идеала, но оно и не критично. Развитие идет, хотя и замедленными темпами. Корректные решения городских властей и дальновидность арендодателей смогли бы ускорить подъем вендинговой отрасли в регионах.